В паре кто-то должен быть ребенком!

Каждый из нас по той или иной причине принимает наиболее удобную модель поведения, которая и определяет характер взаимоотношений с другими людьми.

Психологи вывели три таких модели: родитель, взрослый, ребенок. Например, если в вашей семье часты разногласия или, если вы с супругом склонны в унисон не одобрять или хвалить манеру поведения других и часто смахиваете на двух зануд – скорее всего модель ваших отношений родитель – родитель.

Если вы взвешиваете каждое решение относительно друг друга, честны и рассудительны и оттого ваши отношения кажутся вам монотонными и скучными, вы – пара взрослый – взрослый.

Если вас объединяют любовь к шумным компаниям, восторженный взгляд на жизнь, но вместе с тем вы оба любители покачать права и пообижаться, вы – ребенок – ребенок.

Ученые установили модели наиболее продуктивных типов общения: взрослый – взрослый, взрослый – ребенок, родитель – ребенок.

И это касается не только отношений в супружеских парах, но и межличностных отношений вообще. Вы наверняка замечали, что у уравновешенной, скромной, мечтательной женщины в подругах часто эмоциональная, легкомысленная хохотушка. И наоборот, восприимчивой и ранимой натуре нередко необходим мудрый совет опытного друга, заряжающий здоровой долей цинизма.

Конечно, говоря о личности, мы не можем утверждать присутствие в ней только одного типа темперамента или одной модели поведения. В каждом из нас уживаются все три типа, которые мы используем окказионально.

Например, в работе мы, женщины, предпочитаем быть взрослыми, в непринужденном общении с коллегами и мужчинами «включаем» ребенка, рассудительный родитель проявляется в нас, когда мы желаем доказать свою точку зрения и так далее. Но мы все-таки отдаем предпочтение одной из моделей поведения, что и определяет наш психологический облик в глазах других людей.

В зависимости от этого, мы выглядим симпатичными или, напротив, непривлекательными в плане общения. Для того чтобы быть интересным собеседником в нужной нам ситуации, попробуем выявить свою доминирующую модель поведения.

Родитель

Родитель заботится о том, все ли сделано «по правилам». Такой человек не станет готовить «на глаз», предпочитает придерживаться здорового образа жизни, никогда не позволит себе «запятнать репутацию», а членам семьи – отклониться от его «курса».

Если вы в числе близких «родителя» – он позаботится о вашем здоровье и комфорте, никогда не разгласит доверенную ему тайну, в ответ же потребует от вас послушания. Мимика и жесты, отличающие родителя: руки на бедрах, нахмуренный лоб, поглаживание другого по голове, руки, скрещенные на груди, качание головой и т.п.

Слова и выражения: «Сколько раз тебе говорить», «Запомни раз и навсегда», «Я бы на твоем месте…», «надо», «всегда», «никогда», «должен», «следует», «хватит».

Взрослый

Если ваш супруг или вы сами любите разрешать сложные логические задачки, не в меру увлечены политикой и социологией, собраны и хладнокровны в критической ситуации, вы - взрослый. В отличие от «родителя», вы не потребуете от близких полного «повиновения» и не станете навязывать им свою точку зрения.

Рациональному «взрослому» соответствуют следующие мимика и жесты: спокойные, уверенные движения, задумчивый прищур глаз, взгляд, устремленный «в никуда», поглаживание подбородка.

Слова и выражения: «каким образом», «относительный», «правильно», «возможно», «готов?», «сейчас!», «как долго?», «слишком много!», «недостаточно» и т.п.

Ребенок

Ребенок руководствуется в первую очередь своими чувствами и желаниями. Стиль поведения определяют эмоции. «Дети» склонны к восторженным реакциям, жизнерадостны и любвеобильны, но при этом эгоистичны, вспыльчивы, обидчивы, раздражительны.

Мимика и жесты, характерные для модели поведения «ребенок»: пожимание плечами, потупленный взор, поджимание губ, привычка грызть ногти, подмигивание, сморщивание носа и т.п.

Слова и выражения: «я хочу», «не знаю», «мне все равно», «по-моему», «помоги мне», «потрясающе!», «ни за что!» и т.п.

Если вы понаблюдаете за супругом, начальником, коллегой, другом, – любым интересующим вас человеком – и выявите модель его поведения, то сможете без труда подобрать наиболее выгодный стиль общения с ним и добиться желаемой цели.

Реклама