Содержание

Введение

Предисловие

Тема 1. Проблема половых различий и семейные отношения
Гендер
Половые различия

Тема 2. Половая социализация и подготовка к браку
Психологические механизмы половой социализации
Половое воспитание
Представления о семье и браке

Тема 3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак
Теории выбора брачного партнера
Факторы, способствующие разводу
Факторы, способствующие укреплению семейных отношений
Предбрачное ухаживание

Тема 4. Проблемы любви и брака
Виды любви
Мотивация вступления в брак

Тема 5. Проблемы молодой семьи
Идеализация партнера
Адаптация
Роли в семье
Механизмы интеграции семьи
Социально-психологический механизм «общности судьбы»
Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей»
Рождение первенца

Тема 6. Семья и брак (основные понятия)
Функции семьи
Структура семьи
Жизненный цикл семьи
Семейные мифы
Семейные правила
Супружеское соглашение

Тема 7. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость
Удовлетворенность браком
Социально-психологический климат в семье
Супружеская совместимость

Тема 8. Супружеские конфликты
Виды конфликтов
Причины супружеских конфликтов
Нарушения в семейной коммуникации
Тактики разрешения супружеских конфликтов

Тема 9. Ревность и супружеские измены
Ревность
Типы ревности
Супружеские измены
Причины супружеских измен

Тема 10. Социально-демографические проблемы семьи
Типы воспроизводства населения
Последствия падения рождаемости
Проблема детности
Статус сиблинга и проблемы демографии

Тема 11. Проблема разводов и повторных браков
Причины роста разводов
Причины разводов
Периодизация послеразводного процесса
Правила в бинуклеарной семье
Последствия развода для мужчин, женщин и детей
Влияние развода родителей на детей
Повторные браки

Тема 12. Семья и социализация личности
Социализация
Стадии социализации
Институты социализации
Семейная социализация
Структура семьи
Роль отца в социализации детей
Роль матери в социализации детей
Бабушки и дедушки
Роль сиблингов
Положение единственного ребенка
Близнецы
Влияние интервалов между рождением детей
Роль социализаторов в развитии детей
Целенаправленное воздействие на ребенка в семье
Типология детских характеров
Виды неправильного воспитания
Жизнестойкость детей
Стили родительского поведения
Социализация в семье и творческий потенциал личности
Тип направленности на творчество
Тип направленности интересов на познание (на мужской подвыборке)
Тип направленности на работу
Гармонический тип направленности личности
Свободолюбиво-гедонистический тип направленности личности


Семейная психология

Гендер

Идеологически к понятию андрогинии примыкает понятие ген-дер. И то и другое предполагает «изживание стереотипов иерархичности, дискриминации, асимметрии и обозначает принципиально новый, современный подход к интерпретации общественных и личных проблем» (Введение в тендерные исследования, 2000, с. 3). В справочных изданиях по философии понятие тендер определяется как «термин, введенный феминистами с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии "пола" (англ. sex), то имеют в виду их биологическое различие. Когда говорят о тендере, то исходят из определенных социокультурных дефиниций (определений) понятия женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения» (Hornsby J., 1995, р. 305). Тендерные исследования как самостоятельная область научных интересов появились и за рубежом, и у нас в стране сравнительно недавно, около 10 лет назад, и до сих пор представляют собой скорее собирательное понятие для новейших гуманитарных теорий — экономических, социальных, политических, лингвистических и других.

В 1980-е годы тендер становится основой нового этапа развития теории феминизма, внося существенные изменения в теорию пола. Английское слово «gender» означает род как грамматический род, или вид, в смысле отношения к определенному классу, либо в человеческом обществе к семейной, родовой традиции, то есть к тому, что устанавливает связь поколений, или генераций. Применение этого обозначения как термина гуманитарного знания призвано отличить «социальный пол» от биологического пола, обозначенного во всех анкетах как «sex» (Введение в тендерные исследования, 2000, с. 6). Слово «род» в русском языке имеет несколько значений. Во избежание разночтений при определении социальных и культурных характеристик рода при переводе используется понятие «тендер» (ГиддеисЭ., 1999, с. 153).

Некоторые авторы рассматривают тендер как общее понятие, включающее и слово «пол». Так, определение тендера, содержащееся в учебнике «Социальная психология», гласит: «Гендер: в психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина и женщина". Так как пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на биологически обусловленные тендерные различия как на "половые различия"» (Майерс Д., 1999, с. 228). Таким образом, половые различия рассматриваются как частный случай тендерных.

Иногда эти понятия рассматривают как взаимозаменяемые: «"пол" и "гендер" рассматриваются как синонимы» (Ruble D., 1988, Крайг Г., 2002); «гендерные особенности — особенности, связанные с признаками половой принадлежности» (Человек от рождения до смерти, 2001, с. 624).

За последние пять лет в России наблюдается всплеск большого числа публикаций по проблемам пола и тендера (Андреева Т. В., 1997,1998; Калабихина И. Е., 1998; Феномен пола в культуре, 1998; Моор С. М., 1999; Маркова О. Ю., 2000; Пол, гендер, культура, 2000; Берн Ш., 2001; Чернова И. И., 2001; Хамитов Н. В., 2001; Ильин Е. П., 2002 и др.). С конца 1990-х годов в различных вузах читаются спецкурсы лекций по тендерным проблемам.

Исторически первичнее в нашей стране термины «пол», «половые различия» и «половой диморфизм и дипсихизм», употреблявшиеся до начала и параллельно с тендерными исследованиями на Западе.



← Назад   |   Содержание   |   Вперед →

Реклама