Содержание

Введение

Предисловие

Тема 1. Проблема половых различий и семейные отношения
Гендер
Половые различия

Тема 2. Половая социализация и подготовка к браку
Психологические механизмы половой социализации
Половое воспитание
Представления о семье и браке

Тема 3. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак
Теории выбора брачного партнера
Факторы, способствующие разводу
Факторы, способствующие укреплению семейных отношений
Предбрачное ухаживание

Тема 4. Проблемы любви и брака
Виды любви
Мотивация вступления в брак

Тема 5. Проблемы молодой семьи
Идеализация партнера
Адаптация
Роли в семье
Механизмы интеграции семьи
Социально-психологический механизм «общности судьбы»
Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей»
Рождение первенца

Тема 6. Семья и брак (основные понятия)
Функции семьи
Структура семьи
Жизненный цикл семьи
Семейные мифы
Семейные правила
Супружеское соглашение

Тема 7. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость
Удовлетворенность браком
Социально-психологический климат в семье
Супружеская совместимость

Тема 8. Супружеские конфликты
Виды конфликтов
Причины супружеских конфликтов
Нарушения в семейной коммуникации
Тактики разрешения супружеских конфликтов

Тема 9. Ревность и супружеские измены
Ревность
Типы ревности
Супружеские измены
Причины супружеских измен

Тема 10. Социально-демографические проблемы семьи
Типы воспроизводства населения
Последствия падения рождаемости
Проблема детности
Статус сиблинга и проблемы демографии

Тема 11. Проблема разводов и повторных браков
Причины роста разводов
Причины разводов
Периодизация послеразводного процесса
Правила в бинуклеарной семье
Последствия развода для мужчин, женщин и детей
Влияние развода родителей на детей
Повторные браки

Тема 12. Семья и социализация личности
Социализация
Стадии социализации
Институты социализации
Семейная социализация
Структура семьи
Роль отца в социализации детей
Роль матери в социализации детей
Бабушки и дедушки
Роль сиблингов
Положение единственного ребенка
Близнецы
Влияние интервалов между рождением детей
Роль социализаторов в развитии детей
Целенаправленное воздействие на ребенка в семье
Типология детских характеров
Виды неправильного воспитания
Жизнестойкость детей
Стили родительского поведения
Социализация в семье и творческий потенциал личности
Тип направленности на творчество
Тип направленности интересов на познание (на мужской подвыборке)
Тип направленности на работу
Гармонический тип направленности личности
Свободолюбиво-гедонистический тип направленности личности


Семейная психология

Предбрачное ухаживание

Это важный этап при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этого этапа претерпела существенные изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С. В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода, которые соответственно отражают три основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни.

1. На протяжении всего ухаживания происходит накопление совместных впечатлений и переживаний. Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского союза.

2. Узнавание друг друга и одновременно уточнение и проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характера избранника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчезнут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных семей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучшение соответствия характеров с течением совместной жизни.

По мнению С. В. Ковалева, следует обратить внимание на:

  • особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые кажутся ему естественными;
  • способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;,
  • подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).

    Главное на этапе узнавания — проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости. Для определения возможной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных представлений, идущих от прасемьи). Следует обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей жизни), на уровень понимания друг друга, на взаимную способность к преодолению конфликтов.

    3. Третья функция и, соответственно, третий этап предбрачного ухаживания — это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи.

    В настоящее время обычно выделяют следующие семейные уклады: традиционная патри- и матриархальная семья, эгалитарная семья, супружеская семья (без детей), материнская семья. В неопатриархальной семье стратегическим (внесемейным) и деловым лидером является муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным — жена. В неоматриархальной — наоборот. Эгалитарная семья предполагает равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни.

    Особенностью современного предбрачного ухаживания является так называемый «предбрачный эксперимент» — своеобразное моделирование всей реальности семейных отношений до их официального юридического начала (включая сексуальный контакт). По мнению С. В. Ковалева, «предбрачный эксперимент» может помочь в определении функционально-ролевой совместимости, а вовсе не в сексуальной сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексуальной совместимости. Для достижения интимно-личностного соответствия часто требуются годы, во многом по той причине, что способность к полноценной интимной жизни возникает у женщин позже, чем у мужчин: часто к 26-28 годам. Начало сексуальных отношений до брака нередко приводит или к «добрачному разводу» или к «вынужденным бракам».

    Возможно также, что сама попытка «проверить отношения» говорит о недостаточном принятии людьми друг друга, об их неготовности брать на себя серьезные обязательства. В то же время последствия обычно не заставляют себя ждать: большинство беременностей у нерожавших женщин происходит вне брака — 61,7% от всех зачатий, причем в 16-17 лет - 95,6%, в 25-29 лет - 54,9%.

    В. А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагающее такие слагаемые:

  • способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро;
  • способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение;
  • способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;
  • высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатка ми, подавлять собственный эгоизм.

    Все эти способности, считает В. А. Сысенко, являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.



    ← Назад   |   Содержание   |   Вперед →

  • Реклама