Содержание

Предисловие

Социальная психология семьи
Зачем нужна семья? Функция семьи
Психология о современной семье: результаты исследований
Ответственность, власть, любовь
Нормальная семья
Типы семьи в европейской культуре
Языческая семья
Общехристианская модель семьи
Семья в русской православной культуре и культуре католицизма
Семейные отношения в католицизме и протестантизме
Сын и дочь
Семья в советской России: гибель и воскрешение
Семейные отношения — анализ творчества
Портрет семьи, или портрет психологических отношений
Анекдот как зеркало русской семьи
Интеллектуальное развитие детей в семье
Наследственность и среда
Стиль семейного воспитания и детский интеллект
Влияние социоэкономических факторов
Состав семьи и интеллектуальное развитие детей

Заключение


Типы семьи в европейской культуре

Анекдот как зеркало русской семьи

Структура семейных отношений скрыта от внешнего наблюдения, но проявляется в продуктах деятельности: литературе, кинофильмах, музыке, живописи и т. д.

В психологии анализ продуктов деятельности является одним из самых старых и традиционных, но, к сожалению, сегодня мало применяемых методов. А напрасно: с его помощью можно добыть информацию в тех случаях, когда наблюдение или экспериментальное исследование провести невозможно.

Продукты творческой деятельности, включенные в контекст официальной или же общепризнанной легальной культуры, все же не в полной мере отражают скрытые (имплицитные) основы человеческого бытия. Кроме того, в художественном произведении проявляется индивидуально-личностный стиль автора. Оно строится по иным законам, нежели научный продукт: истина здесь на втором плане, главное — эффект воздействия. Силен также эффект «социальной желательности», приукрашивания, романтизации действительности. Представители андеграунда могут подчеркивать и гиперболизировать «социально-нежелательные» черты действительности, но смена знака «плюс» на «минус» ничего не меняет: мы имеем и в этом случае сложную деформацию реальности,

Другое дело — продукты «низового» фольклора. Они создаются вне давления цензуры и официальной культуры, вне рамок «дозволено-недозволено». Они неосознанно, шаржированно, но адекватно отражают неприкрашенную, шершавую, корявую жизнь. Важно даже не то, что сочинение получило путь в жизнь, важно то, что люди приняли его как соответствующее реальности (узнали в нем себя и других) и стали распространителями песни, анекдота, поговорки и т. д.

Вхождение продукта «низового» творчества в жизнь и принятие его массой есть симптом соответствия этого продукта каким-то важным моментам бытия.

Типы семьи, роли мужчины, ребенка и женщины, стили семейного воспитания могут быть предметом изучения с помощью анализа продуктов «народного» творчества.

Особенно это важно при проведении кросскультурных исследований: поездки за границу дорого стоят, а на отечественную науку отечество денег не дает.

Поэтому мы (я и мой аспирант Н. А. Савченко) предприняли попытку выявить типы семейных отношений, характерных для современных российской и американской семей, с помощью контент-анализа анекдотов, по преимуществу неприличных В дальнейшем изложении я буду использовать материалы его дипломной работы.

В американском обществе (США) представлены различные нормативные типы семьи: католический, протестантский, мусульманский, конфуцианский и пр. Но довлеющим, на мой взгляд, должен быть именно протестантский тип семьи, определивший специфику американской культуры. Это тип семьи с доминантным отцом, несущим ответственность за семью, с матерью, которая субдоминантна, но конкурирует с отцом, борясь за традиционные мужские привилегии (власть, ответственность, возможность профессиональной карьеры — короче, за равноправие), с сыном, психологически более близким к отцу, чем к матери, и дочерью — конкуренткой матери (претендует на любовь отца).

Советская семья — тип аномальной языческой семьи с доминантной и ответственной женой, субдоминантным и безответственным мужем и детьми, противостоящими родителям. Остатки влияния православной культуры проявляются в большей близости детей к матери и превалированию отношения аффилиации (любви).

Советская семья асексуальна. В протестантской семье сексуальным отношениям придается большое значение (поэтому-то они и репрессируются).

Был предпринят контент-анализ современных русских и американских анекдотов, касающихся семейно-бытовой тематики.

Русские анекдоты были отобраны случайным образом из сборника: «Анекдоты наших читателей. Выпуск 1» (Библиотека для чтения. Студенческий меридиан, 1994). В этом сборнике анекдоты разделены по темам. Выбраны первые 70 «семейных» анекдотов.

Из сборников «Лучшие анекдоты и карикатуры журнала "Плейбой"» (М.: Пресса, 1995) и «Американцы смеются. 1000 шуток и анекдотов» (сосг.-пер. А. Е. Порожняков. М.: Московский рабочий, 1989) выбраны 36 американских анекдотов, посвященных семейно-бытовым отношениям (см. табл. 3).

Текст любого анекдота можно рассмотреть как описание проблемней жизненной ситуации. Действующие лица занимают определенные позиции, играют роди и вступают в отношения друг с другом. Содержание анекдота раскрывает отношения между людьми.

В ходе контент-анализа выделялись роли действующих лиц, характер отношений между ними, рассматривалось поведение (его субъекты, мотивы, цели действий), а также обстоятельства и причины, вызвавшие то или иное поведение.

Русские анекдоты более грубы и прямолинейны по сравнению с американскими; их юмор более примитивен и менее окультурен.

Главной темой анекдотов являются любовно-сексуальные отношения жены с мужем, а также их обоих с сексуальными партнерами и ближайшими взрослыми родственниками (теща, свекровь и пр.).

Отношения в русской семье кардинально отличаются от отношений в американской, прежде всего, отсутствием сексуально-эротических моментов. В русских «семейных» анекдотах, даже самых непристойных, почти нет сексуально-эротических мотивов, зато они часто встречаются в анекдотах американских. Слово «любовь» в русских анекдотах не встречалось ни разу!

Вообще в русских анекдотах супруги либо не любят друг друга, либо о любви ничего не говорится. Супруги могут друг друга терпеть, жалеть о том, что вступили в брак, но почти никогда не собираются разводиться. Измена одного из супругов — не повод для развода, а причина скандала. Иногда муж равнодушен даже к измене, а если проявляет какие-то эмоции или даже агрессию, то направляет ее на любовников, а не на жену. Он практически никогда не мстит жене. Но если изменяет муж, то жена ругает, а зачастую и бьет именно его, а не любовницу. Отсюда вывод: если верить анекдотам, в русской семье доминирует жена, а муж занимает подчиненную позицию и конкурирует за ее внимание с другими мужчинами. Врусских анекдотах муж чаще всего достоин своей участи — женской измены. Поступки жен одобряются, поступки мужей высмеиваются. Российские мужчины безответственны, проявляют покорность судьбе, реже, чем жены, изменяют. Спасение от семейных проблем находят в рыбалке, игре в домино и в пьянстве. Семьей они практически не интересуются, а занимаются пьянством и просмотром телевизионных передач (футбол, хоккей и пр ).

Американский мужчина доминантен. Муж приходит в ярость, если узнал, что жена ему неверна, ругает и бьет ее, а не конкурента-любовника. Жена тоже может поколотить мужа, но до того, как подаст на развод. Американцы часто грезят друг другу разводом в случае измены. Хотя мужчина и главенствует, но эта роль ему дается нелегко, жена не дает ему спуску. Однако она чаще, чем муж, проявляет покорность судьбе (в русских анекдотах пассивен муж) Занимается американский муж не пьянством и не хобби, а работой,бизнесом, деньгами, т. е. добывает пропитание семье, несет за нее ответственность.

Перейдем к анализу ролей, которые играют мужчина и женщина в анекдотах. Мужчина в анекдотам играет роль мужа, отца, любовника, сына и редко свекра или тестя. Обычные роли женщины: жена, мать, дочь, любовница, теща и очень редко свекровь.

В американских анекдотах персонажи «любовник» и «любовница» отдельно не выделяются. Они являются частью ролей «муж» и «жена».

В русских анекдотах любовник — отдельный от роли мужа персонаж, а любовница — часть роли жены.

Мужчина в русских анекдотах

Русский муж глуповат, прост («проще правды»), груб, труслив, слаб, любит выпить, подчинен семье в целом и жене в частности. Является нахлебником: главное, чтобы вовремя кормили. Для семьи существо совершенно бесполезное. Не интересуется ее жизнью. Если жена изменяет, то он чаще всего либо не замечает измены, либо не придает ей значения, либо смиряется с ней. Если же ему доведется изменить жене, то это происходит случайно, помимо его воли; выглядит он глупо и неестественно, чаще всего измена тут же раскрывается, и он попадает под тяжелую руку и острый язык жены. Жену не любит, разводиться не собирается. К себе и своему положению относится с долей юмора, может соврать, прихвастнуть и пр. В редких анекдотах муж бывает агрессивным, деспотичным главой семьи (бьет жену, ревнует и пр.), но выглядит он глупо и, как правило, много пьет. Деньги зарабатывать не умеет, но может починить бытовую технику, прибить гвоздь.

Русский отец черств и безразличен по отношению к детям, ленив, эгоистичен, меркантилен. Примером для детей быть не может, так как никаких успехов в жизни не достиг. Над его детьми смеются сверстники. Редко он любит детей, заботится о воспитании, считается с их капризами. Но в других жизненных ситуациях такой отец беспомощен и смешон. Чаще же он жаден и манипулирует детьми, чтобы добиться уступок от жены.

В качестве сына русский мужчина наделяется рядом положительных черт (которые куда-то пропадают, стоит ему стать мужем): он любознателен, проявляет смекалку, активен, весел, часто любит отца, сочувствует ему, иногда гордится. Их сближает субдоминантная позиция по отношению к главенствующей матери. Он копирует самые плохие проявления взрослых, реже — капризен, непослушен, скандален и пр.

Русский мужчина-любовник кроме глупости и трусости никакими другими качествами не характеризуется: хвастается силой, а при появлении мужа прячется и убегает, знает о моральных нормах, но сознательно их нарушает, осознавая вину. То есть русский любовник — тот же русский муж, но в другой ситуации.

Мужчина в американских анекдотах

Американский муж не супермен, но всегда самостоятелен, держится уверенно, независимо от жены, содержит семью, занимается бизнесом и делает профессиональную карьеру. Бизнес для него важнее жены (точнее собственных сексуальных желаний). Он хитроват, умен, конкурентен, находчив, прагматичен, обладает деловой хваткой. Вместе с тем соблюдает принятые нормы: внимателен к жене (даже если ей изменяет), помнит о ее дне рождения и дне свадьбы, может подарить ценную вещь. О его изменах жена чаще всего знает все. Женскую измену муж не терпит, приходит в ярость, при этом достается и жене, и любовнику, но больше жене. Жена его «достает» своей сексуальной активностью, и он жалеет, что женился.

Американский отец все-таки пытается принять участие в воспитании детей, похвастать перед ними своими успехами, но делает это не очень умело. С детьми он суетлив, рассеян, эгоистичен, часто бывает черств и невнимателен к их потребностям.

Мужчина-сын пассивен, но рассудителен, склонен с самообвинению в случае неудачи и наказания, родительские методы воспитания критикует.

Русская женщина

Главная задача русской жены — вовремя изменить мужу. Муж узнает об измене лишь случайно, но часто вообще не узнает, так как жена его умело обманывает. Иногда жена вообще не скрывает свои побочные связи (как правило, многочисленные). Мужа она не любит, иногда презирает или ненавидит, но чаще всего считает его никчемным «бесплатным приложением» к семье. Муж сексуально ее не удовлетворяет, раздражает, сам вид его ей неприятен. Она его бьет. Она находчива, хитра, подозрительна, любит покомандовать в семье, занимает доминантную позицию и не собирается ее уступать. Жена погружена в домашние заботы и хлопоты, устает от хозяйства, но умела и вынослива. Терпит пьянство мужа. Часто она скупа, даже жадна и готова торговать собой, но за большие деньги Материальная сторона жизни для нее очень важна. И вместе с тем она нуждается в мужской защите, восхищается мужской силой (когда ее проявляет любовник), жаждет внимания и ласки. Если она подчинена мужу (что бывает крайне редко) и пассивна, то выглядит симпатично, а муж — глупо.

В качестве матери русская женщина уделяет массу времени воспитанию детей, в частности половому. Она учит их читать, писать, следит за школьной успеваемостью, Когда бывает равнодушна или излишне заботлива по отношению кдетям, то выглядит глуповато и неприглядно. Зятя обычно не любит, хотя к пытается это скрыть.

Дочь обычно любит огца и мать, привязана к матери. Сохраняет эту привязанность на всю жизнь, делится с нем своими сердечными тайнами. Русская дочь всегда является помощницей матери, ее соучастницей и доверенным лицом.

Американская женщина

Американские жены так же часто, как и русские, изменяют мужьям, но муж обычно об этом не догадываегся. Американская женщина сек-суатьно неудовлетворена мужем и поэтому активно идет на контакт с другими мужчинами. Мужа она может любить, может не любить, но брак старается сохранить и обычно довольна браком. Хочет, чтобы муж уделял ей больше внимания,но удержать его около себя не умеет. В огличие от русской женщины способна инициировать развод. Ведет себя инфантильно; часто импульсивна и болтлива, ревнива и скандальна, бывает пассивной и неуверенной в себе, т. е. проявляет типичные черты зависимой, субдоминантной личности. Домашний бюджет ведет она, обычно рачительно и экономно.

Американская мать очень строга, мелочна, черства, в вопросах воспитания рациональна, не спускает промахи детям. И вместе с тем активна, инициативна. В сложных же ситуациях теряется и просит помощи мужа. Она хочет командовать в семье дочери, но ей редко это позволяют.

Дочь обращается за советом к матери и уважает ее, но часто копирует и отцовское поведение.

Результаты исследования на удивление точно соответствуют предварительным теоретическим рассуждениям. И. А. Савченко сделал дополнительный вывод на основе контент-анализа, совпавший с данными Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана о большей требовательности общества к маскулинности мужского поведения, чем к фемининности женского, а также с выводами М. Мид о том, что мужская ответственность за семью является следствием социальных влияний и полоролевая социализация мальчиков более сложна, чем социализация девочек.

Требований к мужчине (по результатам контент-анализа анекдотов) в 2 раза больше, чем к женщине. Следовательно, стандарты мужского поведения значительно жестче стандартов поведения женского.

Чтобы не стать объектом шуток и не оказываться в анекдотичной ситуации, современный российский мужчине:

  • должен хорошо зарабатывать и полностью материально обеспечивать свою семью;
  • должен заниматься воспитанием детей;
  • должен поддерживать приемлемые отношения с тещей;
  • не должен быть глуп и несообразителен;
  • не должен изменять жене;
  • не должен быть вял, пассивен и равнодушен к делам семьи, домашнему хозяйству;
  • не должен быть черств и безразличен к своим жене и детям; тем более не должен быть по отношению к ним жесток, агрессивен и деспотичен;
  • не должен унижать или запугивать близких;
  • не должен быть алкоголиком;
  • не должен быть груб и прямолинеен;
  • не должен быть труслив и слаб;
  • не должен быть ленив и эгоистичен;
  • не должен быть слишком доверчив (простоват) по отношению к окружающим, в том числе и к своей жене;
  • не должен избегать ответственности за свои поступки и за свою семью;
  • не должен быть жадным;
  • не должен быть хвастливым;
  • желательно, чтобы имел высокие сексуальные возможности.

    Чтобы не стать объектом шуток и не оказаться в анекдотичной ситуации, современная российская женщина:

  • не должна быть черства, жестока, груба и агрессивна с близкими (мужем, детьми);
  • не должна унижать мужа;
  • не должна постоянно «пилить» мужа и детей;
  • не должна быть слишком озабочена вопросами секса;
  • не должна попадаться, если изменила мужу;
  • не должна быть слишком жадной;
  • не должна быть слишком болтливой;
  • не должна вмешиваться в дела семьи дочери (в роли тещи).

    Анекдот не столько фиксирует состояние нашего сегодняшнего менталитета, сколько прогнозирует будущее.

    Смена социально-экономической формации ведет к видоизменению реального типа российской семьи. Причем очень много данных в пользу того, что в семьях «новых» русских преобладают маргинальные отношения, характерные для перехода от языческой к протестантской семье: доминантный отец, дети ближе психологически к отцу, мать занята собой, но еще не конкурирует с отцом в мужских сферах деятельности.

    Исследование детей из частной школы, родители которых принадлежат к слою «новых» русских (проведено Е. П. Цисиной под руководством доцента Е. Е. Прониной), показало, что для этих детей, по сравнению с обычными детьми из обычной школы, значимость отца больше, чем значимость матери. Но вместе с тем для них семья и дом имеют меньшее значение, они в большей степени испытывают дискомфорт в семье, у них неадекватная самооценка, они более агрессивны, чем обычные дети, и не умеют общаться со сверстниками.

    Отец уже доминирует, мать уже подчиняется, но вместе с доминированием сложила с себя ответственность и за семью, и за воспитание детей. Дети заброшены, от них откупаются деньгами и подарками.

    Русская аномальная семья может преобразоваться или в нормальную православную, или в протестантскую. Последний вариант очень вероятен, так как американизация культуры идет очень интенсивно. И, как показывает сравнительный анализ русских и американских анекдотов, это не самый плохой исход.



    ← Назад   |   Содержание   |   Вперед →

  • Реклама